Старшая группа: Старшая группа
Педагоги группы
Особенности занятий в группе
В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней (с 20-25 минут), но заметно увеличивается объем знаний и темп работы.
Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшей группе в основном используются в комплексе. Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.
Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу.
Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое).
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.
Математические представления "равно", "не равно", "больше - меньше", "целое и часть" и другие формируются на основе сравнения. Дети 5 лет уже могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения они выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения.
Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшей группе уделяют большое внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность. Так в старшей группе детям предъявляются предметы, имеющие уже 2-3 признака различия.
Детей сначала учат производить сравнение предметов попарно, а затем сопоставлять сразу несколько предметов. Одни и те же предметы они располагают в ряд или группируют то по одному, то по другому признаку. Наконец, они осуществляют сравнение в конфликтной ситуации, когда существенные признаки для решения данной задачи маскируются другими, внешне более ярко выраженными. Сравнение производится на основе непосредственных и опосредованных способов сопоставления и противопоставления (наложения, приложения, счета, "моделирования измерения"). В результате этих действий дети уравнивают количества объектов или нарушают их равенство, т.е. выполняют элементарные действия математического характера.
Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений достигается выполнением разнообразных действий. Большое значение в обучении детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.
Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются.
Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.
В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными.
С середины учебного года вводятся простейшие схемы, например "числовые фигуры", "числовая лесенка", "схема пути" (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов).
Наглядной опорой начинают служить "заместители" реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы педагог представляет моделями геометрических фигур. Опыт показывает, что дети легко принимают такую абстрактную наглядность. Наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти, в связи с этим в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие наглядной формы. Например, дни недели условно обозначают разноцветными фишками. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями недели и запомнить их последовательность.
В работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи.
Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. В связи с этим в ходе работы с. раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате.
По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как необходимо сделать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания.
Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.
В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению.
Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования.
На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
Вывод: Таким образом основной методической особенностью являются интегрированные занятия.
Обучающая программа
Рабочая программа воспитателя старшей группы – это план деятельности, который определяет цели, задачи и содержание работы воспитателя, а также принципы ее организации и оценки.
Рабочая программа воспитателя старшей группы является важным инструментом педагогической деятельности, который помогает организовать и структурировать работу с детьми. Она представляет собой документ, в котором определены задачи, цели, содержание и методы работы воспитателя.
Структура рабочей программы включает следующие основные компоненты:
Введение
Введение в рабочую программу содержит общую информацию о предмете, его целях и задачах, а также ожидаемых результатов обучения студентов.
Основная часть
Основная часть рабочей программы состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящен определенной теме или аспекту педагогики. Каждый раздел содержит следующие элементы:
Заключение
В заключительной части рабочей программы подводятся итоги изучения всех тем и делается общий вывод о достигнутых результатах.
Таким образом, структура рабочей программы включает введение, основную часть с разделами по каждой теме, и заключение.
Особенности планирования и организации работы воспитателя старшей группы
Работа воспитателя старшей группы имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при планировании и организации работы. Вот некоторые из них:
Учет возрастных особенностей
Воспитатель старшей группы должен учитывать возрастные особенности детей, которые включают физическое, психическое и социальное развитие. Например, дети этого возраста уже более самостоятельны и активны, поэтому планирование должно предусматривать больше возможностей для самостоятельной деятельности и двигательной активности.
Развитие социальных навыков
Воспитатель старшей группы должен активно работать над развитием социальных навыков детей. Это включает умение общаться, сотрудничать, решать конфликты и устанавливать отношения с другими детьми. Планирование должно предусматривать игры и задания, которые способствуют развитию этих навыков.
Поддержка самостоятельности и ответственности
Воспитатель старшей группы должен поощрять самостоятельность и ответственность детей. Планирование должно предусматривать задания, которые требуют принятия решений и самостоятельного выполнения. Воспитатель должен также создавать условия для развития ответственности, например, давать детям возможность заботиться о своих вещах или участвовать в общественных делах.
Развитие творческого мышления
Воспитатель старшей группы должен стимулировать творческое мышление детей. Планирование должно предусматривать задания, которые требуют поиска нестандартных решений и развития фантазии. Воспитатель должен также создавать условия для самовыражения и самореализации детей через различные виды творческой деятельности.
Учитывая эти особенности, воспитатель старшей группы может эффективно планировать и организовывать работу, создавая условия для всестороннего развития детей и их успешной адаптации в обществе.
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»